Попова Евгения Александровна

Учитель истории и обществознания МБОУ "Школа — интернат среднего общего образования с. Кепервеем" Билибинского муниципального района Чукотского АО

МЕСТО И ФУНКЦИИ ФОЛЬКЛОРА В КУЛЬТУРЕ ЭТНОСА

Для того, что бы наши дети вырастали достойными гражданами, любили свою Родину на деле, а не на словах, они должны знать свои корни, историю своей страны, своего народа, национальную культуру, должны хранить и развивать, передавая следующим поколениям, традиции своего народа. Ведь общепринятым и общеизвестным является то, что будущее любой страны, любого народа зависит от того, каковы его потомки.

История каждого из многочисленных народов нашей необъятной Родины – сложная, трудная и героическая. Наша культура – богатейшая и  сильная своим духом, потому, что культура каждого из многочисленных народов и народностей  – богата и сильна своим духом. Именно поэтому у  России и прошлое – великое и будущее тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны принимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

Все что предопределено историей, все многочисленные трудности и испытания наша страна с четью  и достоинством преодолевает. Нашим потомкам жить в мужественной и прекрасной стране, от их знаний, от их духовной культуры зависит наше общее будущее. Между тем, в современном мире, в эпоху глобализации стираются все границы и культура этноса, культура национальная, перестает постепенно соотноситься  с определенным физическим пространством, что неизбежно влечет отрыв от родины, от обычаев, быта и традиций своего народа. Современные глобализационные процессы, затрагивающие все уровни, все сферы культуры — от языка до художественного творчества, оказывают деформирующее воздействие на этническую культуру. И как следствие – кризис воспитания национального, религиозного, нравственного.

С одной стороны, глобализация, опирающаяся на современные информационные технологии, — процесс объективный и необратимый.

С другой — характер ее осуществления должен корректироваться. Этим обусловлена важнейшая задача современности —  сохранения и развития национальной, духовной, языковой и ментальной среды, фольклорных традиций, традиций  этнической  культуры [4,с. 8].

Поскольку этническая культура нашей страны чрезвычайно разнообразна, исходя из обширности территории,   сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего — фольклора.

Фольклор — явление неоднородное, и его состав, структура и функции исторически менялись. В процессе развития духовной культуры этноса параллельно с фольклором возникали и развивались такие ее формы и виды, которые выполняли функции, изначально свойственные фольклору или влиявшие на состав и иерархическую структуру его функций. Поэтому роль, место и функции фольклора в культуре этноса обусловливались каждый раз историческим типом конкретной системы духовной культуры, в составе которой он возникал или продолжал существовать и функционировать.

Этническая культура есть совокупность  материальных и духовных ценностей, созданных народом (этносом). Традиции праздников, обрядов, обычаев, семейного, бытового уклада передаются из поколения в поколение, так же как и традиции художественной культуры[2,с. 117].

Устный, хореографический, музыкальный фольклор, народный театр, народные промыслы, декоративно-прикладное творчество — во всем  в яркой образной форме воплощен национальный менталитет, духовно-нравственные ценности, идеалы, нормы поведения, этикет, стереотипы поведения, которые представляют собой специфические черты этнического самосознания.

Культура каждого из  народов  Чукотского автономного округа по своей природе уникальна и многогранна. Это обусловлено в некотором смысле и месторасположением края. Чукотский автономный округ омывается водами Северного Ледовитого (Восточно-Сибирское и Чукотское моря) и Тихого (Берингово море) океанов. Территория Чукотского автономного округа – 721,5 тыс. кв. км.

На территории Чукотки проживают представители 87 народов, из них 7 ‒ коренные малочисленные народы Чукотки: чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, коряки, кереки, юкагиры; а также 14 коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока ‒ эвенки, шорцы, ханты, ульчи, тувинцы, тофалары, орочи, нивхи, ненцы, негидальцы, нанайцы, камчадалы, ительмены, долганы.

Наиболее многочисленными коренными народами Чукотки являются чукчи (12772 чел.), эскимосы (1529 чел.), эвены (1392 чел.) [1,с. 43].

Традиционно коренное население чукотского полуострова делится на тундровое и прибрежное. Тундровые жители (эвены, тундровые чукчи, юкагиры, кереки и др.) занимались оленеводством, охотой на диких животных, вели кочевой образ жизни. Прибрежные же народы (эскимосы и прибрежные чукчи) занимались морским промыслом: охотой на морских животных, рыболовством.

Вся жизнь этих народов была тесно связана с природой и напрямую зависела от нее. Ритуально-обрядовая, а затем и праздничная культура народов, населяющих округ, была основана на природном цикле, на так называемом народном календаре.

Ввиду сурового климата и трудностей жизни в тундре, гостеприимство и щедрость высоко ценятся среди народов Чукотского АО. Представители народов считают, что все природные явления одухотворены и персонифицированы.

Так, к примеру, у чукчей до сих пор сохраняется традиционный образ жизни, который, тем не менее, подвержен влиянию современной цивилизации.

Фольклор чукчей включает мифы о сотворении Земли, Луны, Солнца и звезд, сказки о животных, анекдоты и шутки о глупцах, истории про злых духов, ответственных за болезни и другие несчастья, и рассказы о шаманах со сверхъестественными способностями.

Чтобы выжить в суровых условиях, на помощь людям Севера приходил тщательно охраняемый опыт традиционной культуры. Залогом успешного выживания было соответствие трём великим силам: природе (земля, видимое окружение и сущность самого человека), культуре и человеческому обществу.

Вся чукотская мудрость была направлена, прежде всего, своей основополагающей сутью на воспитание такого человека, который мог бы выжить в полном органичном согласии с природой, поскольку нарушение этого согласия несёт всему разрушение, смерть [6].

Один из важных этнических принципов, такой — «Люди должны жить в мире между собой и природой». Поэтому отношение к природе всегда было у оленных чукчей предельно бережным, экономичным, строго рационалистичным.

«Земля кормит оленей, — гласит известная чукотская поговорка, — а олени кормят нас». А это значит, что землю, окружающую тундру нужно строго беречь, неукоснительно следуя её правилам и законам.

Сколько мудрости несут в себе поговорки:

  1. Цветок в тундре можно понюхать, полюбоваться им, но нельзя срывать – это не еда;
  2. Рыбу старайся добыть лишь столько, сколько требуется, потому что она нужна всем – зверю, и даже птице, и чтобы не оскудели со временем реки и озёра;
  3. Не бери лишней зелени и съедобных корней при сборе, чтобы не нанести ущерба природе.

В тундре были определённые места для сбора зелени, которая служила зимой приправой к пище (собирали весной молодые листья полярной ивы, арктического щавеля, тундрового кисличника, горца и другие дикорастущие растения, которые мелко крошили и заливали жиром, таким образом, консервируя их и обеспечивая сохранность);

  1. Запрещается детям разрушать мышиные норы и птичьи гнёзда, так как и у мышей, согласно этническому мировоззрению, есть свои семьи, родственники и даже покровители-духи, которые могут отомстить;
  2. Перед кочёвкой территория стойбища тщательно убиралась женщинами.

Ненужные бытовые остатки аккуратно сжигались, а всё несгоревшее зарывалось неподалёку в землю. Нельзя было оставлять после себя ничего, чтобы олени не поранили себе ноги, чтобы зловредный дух не узнал, не заметил следов ушедших со стоянки людей и не устремился за ними в погоню;

  1. Кости оленей никогда не выбрасывались, иначе, по древнему поверью, стадо могло стать беспокойным, неуправляемым.

Поэтому кости дробили, вытаскивали костный мозг и использовали его в пищу или вытапливали из него жир и использовали его для освещения и обогрева полога в холодное время [5, с. 28].

Согласно традиционному мировоззрению люди поклонялись воде, земле, солнцу, небу, траве – всему, что окружало в природе человека. И сам человек считался частью живой природы, неотъемлемой её частью.

С самых ранних лет чукотские дети, постоянно наблюдая очень бережное отношение взрослых к природе, естественно впитывали философию особой бережливости к родной земле к окружающему миру – философию необычайно мудрой и рациональной народной северной экологии.

Коренным малочисленным народам  Чукотского АО  присуща своеобразная система нравственных ценностей, служащая основой культурно-патриотического комплекса этноса. Представители каждого из народов Чукотки бережно передают из поколения в поколение свои культурные традиции, накопленные столетиями, основанные на    фольклоре, обрядах, обычаях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган государственной статистики по Чукотскому автономному округу. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2014 года (в 11 томах). ‒ Т. 11. ‒ С. 43‒44.
  2. Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. – М.,2003. – 284 с.
  3. Рультынэут Е. А. Сохранение и развитие нематериальной культуры коренных малочисленных народов Севера (Чукотский автономный округ). – Якутск, 2001. С. 111-113. Сборник выступлений участников семинара по выполнению рекомендации ЮНЕСКО (1989) о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Российской Федерации.
  4. Ситников, В. И. Роль фольклора в современной культуре России // Фольклор в современной культуре: материалы науч.-практич. конф. – Тверь: СФК-офис, 2010. – С. 6-17
  5. Такакава М. К. Праздники и обряды народов Чукотки. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1990. – 178 с.
  6. Чукчи Арктики// Обычаи и традиции /January 31, 2014/ http://pixanews.com