Попова Евгения Александровна

Учитель истории и обществознания МБОУ "Школа — интернат среднего общего образования с. Кепервеем" Билибинского муниципального района Чукотского АО

МАЛЫЕ НАРОДЫ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА

Термин «этногенез», образованный греческими словами   «этнос» — народ  и «генезис» — развитие, обычно понимается в значении «происхождение народа».

Этногенез любого народа — это сложный и длительный историко-культурный процесс, охватывающий многие века и тысячелетия. Процесс этногенеза имеет неразрывную связь с различными миграциями и перемещениями племен и народностей, влекущими смешение культур и языков.

Вопросы этногенеза среди вопросов истории нашей необъятной Родины, населенной многочисленными народами и народностями, являются одними из самых сложных и трудных.

Ведь только  на территории, рассматриваемого нами и анализируемого в плане этногенеза Чукотского АО проживают представители 87 народов, из них 7 ‒ коренные малочисленные народы Чукотки: чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, коряки, кереки, юкагиры; а также 14 коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока ‒ эвенки, шорцы, ханты, ульчи, тувинцы, тофалары, орочи, нивхи, ненцы, негидальцы, нанайцы, камчадалы, ительмены, долганы.

Наиболее многочисленными коренными народами Чукотки являются чукчи (12772 чел.), эскимосы (1529 чел.), эвены (1392 чел.) [1,с. 43].

Без правильного решения проблемы этногенеза остаются неисследованными и неясными  исходные этапы истории, основы и корни этнографической культуры каждого из народов. Этим обосновано огромное историческое значение рассматриваемой нами проблемы этногенеза.

Кроме того, в современности немало примеров псевдонаучных, националистических построений, созданных вокруг исторической проблемы этногенеза. Здесь уместно привести нацистские  теории чистоты  «арийской расы», повлекшие Вторую Мировую Войну.

Исторически доказано, что только и именно недостаточная разработанность проблем этногенеза и дает современным националистам, неофашистам  неограниченные возможности и поводы для создания своих «теорий».

Этногенез является природным процессом: возникает как следствие какого-то импульса, толчка процесс, а потеряв первоначальный, тот самый – «толчковый» — запас энергии, постепенно затухает.

Историческая эпоха  жизни любого этноса, длящейся приблизительно одну тысячу двести лет, содержит три фазы:

— фаза предельной активности этноса называется акматической; это время пассионарности и перерабатывания ландшафта;

— фаза накопления культуры и технических достижений, утверждения общества с развитыми социальными институтами называется культурогенной;

—  фаза, когда уже не происходит переделки ландшафта, когда культура оформляется в традицию, носит название обскуративной [6,с. 23].

После третьей фазы наступает   гомеостаз. Гомеостазом назовем процесс взаимодействия остатков этноса с окружающим ландшафтом, то, наблюдаемое в некоторых племенах, живущих, к примеру,  в глубине  джунглей, равновесие с природной средой, которое приводит в восторг путешественников, называющих дикие племена детьми природы.

Историками-этнографами установлено, что описанную выше внутриэтническую эволюцию проделывает каждый из этносов. И некоторые этносы совершенно необоснованно называют примитивными, только потому, что их великая незаписанная история тонет во мгле веков.

Народы, населяющие Чукотку,  создали неповторимый уклад и живут и развиваются, как правило, не выходя из традиционных условий своего бытования. Их культура входит в общий состав культурного наследия человечества и обогащает ее общую картину своей специфической интонацией.

Рассмотрим в формате данной статьи этногенез одного из северных народов, населяющих Чукотку — чукчей. Самоназвание чаучу, чавчу «имеющие оленей». Другое самоназвание лыгъорвэтлян в русской огласовке луораветлан — «настоящие люди».

В тридцатых годах прошлого века  этноним «луораветлан» был признан официальны. Однако его не признали и не этноним не получил  распространения.

Основная масса чукчей живет в Чукотском АО Магаданской обл., частично в Корякском АО Камчатской обл. и на востоке Республики Якутии (Саха). Численность по переписям: 1897 — 11.711, 1926 — 13.100, 1959 — 11727, 1970 — 13597, 1979 — 14007, 1989 — 15184. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года — 15 767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15 908 человек. [1,с. 44].

Две этнографические группы чукчей сложившиеся исторически – это оленные (чавчу) – они расселены  в континентальной части Чукотки. Оленные чукчи – это чукчи оленевода, исходя из названия и рода деятельности.

Вторую группу представляют чукчи береговые (анкалын — ан — «море», кальн — «приморский»). Это жители побережья – рыбаки и охотники на морских зверей.

Наряду с эскимосами, ительменами и коряками, антропологические чукчи включены в материковую группу популяций арктической расы, которая напрямую связана с монголоидами тихоокеанскими.

Но чукчи имеют свой специфический теплорегуляционный комплекс, как и эскимосы, что, несомненно, говорит о том, что чукчи, как и эскимосы, длительно проживали в экстремальных условиях Крайнего Севера и Северо-востока Сибири.

На основе северного алфавита в 1930 году, уже при Советской власти, на Чукотке была создана письменность. Так по инициативе Богороза В. Г. Был создан первый чукотский букварь в 1932 году и, начиная с этого времени специально созданный окружной комитет занимался вопросами развития письменности среди народов Чукотки.

Успешное распространение письменности объяснялось тем, что чукотский язык отличался относительным единством. Но начиная с 1936 года, эта письменность была переведена на русскую основу.

Благодаря современной этногенетической  схеме можно оценивать чукчей как аборигенов той части Чукотки, которую называют континентальной. Ведь предки чукчей сформировались в этнос здесь уже  на рубеже IV — III тыс. до н.э.

Еще в те далекие времена охота за дикими оленями составила основу культуры предков чукчей. И так до конца   ХVII — начала ХVIII вв. охота стабильно давала возможность развиваться племенам в стабильных климатических условиях.  Но прослеживаются так, же и активные контакты чукчей с соседними народами – наблюдается современное культурное и хозяйственное разнообразие этноса.

В современности в жизни оленных чукчей существуют некоторые следы древнейшего уклада. Если основываться на старинных преданиях, то чукчи в древности были одним прибрежным народом и промышляли как оленеводством, так и морским промыслом.

Легенда оленных чукчей пестрят элементами приморского быта, хотя и относятся к оленеводству. Кроме того, отслеживается одинаковость устройства зимнего жилища оленных и приморских чукчей.

Ведь  семьи оленных чукчей остаются на одном месте в течение  трех или четырех месяцев, пока пастухи со своими стадами передвигаются от одного пастбища к другому.

Если обратиться к истории этноса береговых чукчей, то очевидно, что   основу формирования данного этноса   начиная с середины 1 тыс. н.э. составляют  их контакты с эскимосами. Это было взаимодействие двух охотничьих традиций, в начальный период, в связи с отличиями практически во всех аспектах культуры, оно происходило в форме обмена.

Далее с течением времени, под влиянием климатических условий определенная часть чукчей, из числа континентальных охотников,  перешла к оседлому   образу жизни, занявшись морским промыслом.   В то же время неоспоримым остается тот факт, что, несмотря на то, что экономика и культура коренным образом трансформировалась,  изменилась  демографическая ситуация (чукчей было больше) и характер  освоения (подселения в эскимосские поселки, но образование в них собственных общин, создание чукотских поселений), чукчи  не утратили свою этническую специфику.

Чукотская и эскимосская культуры сосуществовали в условиях взаимовлияния. Сохранению этнической культуры береговыми чукчами, способствовали и их достаточно интенсивные контакты с чукчами оленеводами.

Не столь очевидной представляется нам история формирования оленных чукчей. Здесь пересекаются несколько точек зрения. Согласно одной из них, оленеводство на Чукотке возникает, основываясь на культуре    охотников на дикого оленя, конвергентно по отношении к другим сибирским центрам доместикации. Другая же позиция предполагает то, что оленеводство было заимствовано чукчами от тунгусского этноса.

Становление крупностадного оленеводства на Чукотке датируется ХVIII в., в течение которого резке увеличивается поголовье домашних оленей, что к середине XIX в., позволяет оценить его в качестве экономической основы общества чукчей-оленеводов.

Исторически сложились две области расселения оленных чукчей: южная, в бассейне реки Анадырь и северная, от Анадырского хребта к побережью Северного Ледовитого океана. Внутри этих областей выделяются более мелкие группы, названия которых восходит к названию территории, на которой они расселяются. Кочевое оленеводство определяет образ жизни и атрибутику культуры оленных чукчей.

Сохранение во второй половине XIX в. натурального характера чукотского оленеводства, увеличение внешнего спроса на его продукцию, способствовало последующему вовлечению чукчей в товарные отношения (поставка на рынок мяса, шкур, кож, продукции ремесленного производства). В конце XIX — начале XX вв. оленеводство определяет и социальное расслоение чукотского общества [3,с. 57].

Как мы показали на примере чукчей, действительно, этногенез зависим от множества факторов.  Среди основных —  географические, климатические и психофизиологические условия. Потому что каждый из представителей человечества, любого из народов, любой из народностей, несет в себе мудрость поколений, генетическую память, традиции поведения своих предков.

Если же, под влиянием определенно складывающихся географо-климатическо — психофизиологических обстоятельств человеческая популяция переоформляется в новый этнос, каждый из новых его членов приносит с собой (в себе) что-то свое. И новообразовавшийся этнос приобретает, таким образом, свою неповторимую индивидуальность.

По нашему мнению, такая неповторимая индивидуальность каждого этноса  лишает жизнеспособности сам вопрос о   расовых теориях и полноценности и неполноценности этносов.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган государственной статистики по Чукотскому автономному округу. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2014 года (в 11 томах). ‒ Т. 11. ‒ С. 43‒44.
  2. Бугулов М. X.  Малые народы и этносы российского Севера: Совершенствование системы гос. рег-ия соц.-экон. Развитии — Магадан: ОАО «МАОБТИ», 2012.
  3. Брачун Т. А., Сахибгоряев В. Х. Чукотский этнос: генезис и кризис     —    Магадан: Ноосфера, 2009.
  4. Крупник И. И. Арктическая   этноэкология   —   М.: Наука, 2014.
  5. Статьи о проблемах чукотского этноса // Северо-восточный научный журнал, 2011—2015.
  6. Феномен культуры малых народов Севера. Л. Н. Гумилев, А. П. Окладников. Впервые опубликовано // Декоративное искусство. — 1982. — N 8. — С. 23 — 28.